Обычная версия    Цвет сайта:  
   Комитет образования АМО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области"

Главная

Воспитательная система

Духовно-нравственное воспитание в системе образования Подпорожского муниципального района

(выступление на совещании при главе администрации МО Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» по теме «Перспективы развития духовно-нравственного воспитания в системе образования Подпорожского муниципального района»)

Основным предметом разговора является организация духовно-нравственного воспитания и становления молодого поколения граждан России, включая и наших юных подпорожцев. Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. Причиной этому послужили крупные социально-экономические перемены, произошедшие в стране на рубеже веков, явившиеся не лучшим временем для нашего Отечества, для нашего общества. В сознании людей постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными, ощущается распад морально-этических норм в обществе. За утратой нравственных ценностей как следствие появились духовный вакуум, безразличие к судьбе своей страны, своих соотечественников. В создавшихся условиях становится затруднительным дальнейшее поступательное развитие страны во всех сферах её жизнедеятельности.

Такое положение дел привело к острой необходимости позитивного влияния на духовную сферу общества, стремления возродить национальную идею России, изменить сознание граждан. Особо ценными в этом направлении стали шаги, предпринимаемые государственными органами и общественными организациями для создания условий, при которых у подрастающего поколения россиян формировались бы духовность, нравственность, чувство гордости за славную историю Отечества, вырабатывалось бы стремление участвовать в созидательной жизни и укреплении страны.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Д.А.Медведева Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

В связи с этим важная роль в организации духовно-нравственного воспитания граждан и в последующей духовно-нравственной консолидации российского общества, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, настоящему и будущему своей страны отводится образованию. Духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян, являясь первостепенной задачей современной образовательной системы, представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России должны ориентироваться на систему духовно - нравственных ценностей (представлений), включающих в себя:
патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

В нашем Подпорожском муниципальном образовании уже реализуется ряд целевых программ, касающихся образования и воспитания детей. К их числу можно отнести Муниципальную долгосрочную целевую программу «Приоритетные направления развития образования МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» на 2011-2015 годы», программы «Одарённые дети Подпорожского муниципального района» на 2011-2015 годы», «Демографическое развитие МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области на 2009 – 2011 годы», Комплексную программу «Молодёжь Подпорожского района 2009-2011 годы». Но сегодня возникла необходимость создания целевой программы, касающейся именно духовно-нравственного развития и воспитания».
Базовые положения Концепции и определённые в ней национальные духовно-нравственные ценности легли в основу разрабатываемой в настоящее время Муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание школьников Подпорожского муниципального района на 2011-2015 годы».

Подобные программы, я уверен, будут создаваться и в общеобразовательных учреждениях нашего района. «Программа нравственного воспитания - это программа творения добра в человеческом сердце. В программе должно быть четко определено, что наш питомец будет любить и что ненавидеть, что утверждать всей своей жизнью, деятельностью, борьбой и что отвергать, презирать, против чего бороться. Для достижения воспитательных целей одинаково важно и то, что мы говорим ученику, и то, что он делает, в какой среде проходит его деятельность, какие идейные влияния он испытывает», - писал великий педагог В.А.Сухомлинский.

Сегодня формирование духовно-нравственных ценностей школьников приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся технократизацией общества. Необходимо разностороннее использование возможностей учебно-воспитательного процесса для осуществления духовно-нравственного воспитания школьников.

Социологические исследования по вопросу, кто оказывает наиболее существенное влияние на нравственное воспитание школьников, привели к выводу: наибольший процент отводится родителям – но только 45%, на втором месте педагоги – 33%, друзья и сверстники занимают третью позицию – 13%. Вот почему сегодня нам, педагогам, так важно привлекать к организации процесса духовно-нравственного развития и воспитания детей наибольшее число социальных партнёров.

Для организации эффективного воспитательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений, ибо в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Чем больше социальных партнёров будет вовлечено в процесс реализации духовно-нравственного воспитания учащихся, тем эффективнее будет результат. Несмотря на многообразие партнёрских связей, ведущая же, содержательно определяющая роль в создании духовно-нравственного уклада школьной жизни, несомненно, должна принадлежать субъектам образовательного процесса.

Организация социально открытого пространства для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, создание нравственного уклада жизни обучающихся должны осуществляться на основе нравственного примера педагога. Говоря об этом, следует вспомнить слова немецкого педагога XVIII столетия Адольфа Дистервега, который считал, что «учитель – это солнце для вселенной» и что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и в жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам и коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Сегодня отрадно констатировать, что у педагогов района возникла потребность в духовном совершенствовании, в приобретении опыта работы по организации духовно-нравственного воспитания. Начиная с прошлого года, представители образовательных коллективов смогли поучаствовать в методических семинарах на базе Санкт – Петербургской гимназии №148 имени Сервантеса по теме «Возможности образовательного учреждения в создании образовательной среды, формирующей духовно-нравственную культуру учащихся», в общеобразовательной средней школе №138 Калининского района г. Санкт – Петербурга по теме «Система работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе историко-культурных традиций Отечества», в Рассветовской средней общеобразовательной школе Лодейнопольского района по проблеме «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в решении задач духовно-нравственного воспитания личности».

Также хочется отметить, что представители образовательных учреждений уже не первый год принимают участие в Тихвинских рождественских православных чтениях, а в этом году ещё посетили и Псковскую область, где на базе Печорской гимназии проходил семинар по теме «Нравственные начала в образовательном процессе». Вопросы духовно-нравственного воспитания и самосовершенствования подводят педагогов района к участию во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя!», к созданию своих методических наработок по проблемам духовно-нравственного воспитания.

Среди социальных партнёров, участвующих в духовно-нравственном развитии и воспитании детей, важное место занимают родители, семья. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Педагог прошлого века А.С.Макаренко утверждал: «Хорошее воспитание детей – это наша счастливая старость. Плохое – это наше горе, наши слезы». Главное в воспитании маленького человека в семье – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознаваемая ею, система воспитания детей. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания.

Таким образом, современные родители, не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в деятельности педагогов, заинтересованных в правильном воспитании детей, должна занимать просветительская работа с родителями. Это могут быть родительские собрания, лектории, консультации, «круглые столы», работа созданных на базе учреждений клубов для мам и для пап, совместные праздники, экскурсии, походы, творческие и спортивные конкурсы, семейные чтения и др.

Тематика родительских собраний, направленных на ознакомление родителей с правильными методами духовно-нравственного воспитания может быть различной. Так, например, на уровне района работает районный родительский комитет, который вместе со специалистами Комитета образования организует и проводит наряду с рабочими заседаниями и ежегодные районные родительские собрания. Большая часть этих собраний была посвящена именно проблемам воспитания. Так в 2008 году темой собрания было «Совместная роль семьи и образовательного учреждения в воспитании и личностном становлении гражданина Российской Федерации», в 2009 году - «Доступность качественного образования как ресурс повышения эффективности обучения и воспитания личности», в 2010 году – «Сохранение и укрепление здоровья детей как условие результативности образования». В учреждениях образования также проводятся встречи с родительской общественностью, и в связи с проблемой организации духовно-нравственного развития и воспитания детей, уместно будет обсудить следующие вопросы:
«Духовные истоки воспитания в семье»,
«Роль матери в воспитании ребёнка»,
«Роль отца в воспитании ребёнка»,
«Роль бабушек и дедушек в воспитании детей»,
«Любовь и дружба – основа семейного воспитания»,
«Место и роль труда в жизни семьи»,
«Как сделать ребёнка счастливым»,
«Стремление к личному духовному совершенствованию родителей – основа семейного воспитания ребёнка»,
«Воспитание Словом, Делом и Высоким примером»,
«Роль традиций в семейном воспитании ребёнка» и др.

Очень важно для воспитания духовно богатой личности ребёнка правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей, своих предков.

История знает много положительных примеров правильно построенных идеальных внутрисемейных отношений. Так примером беззаветной любви супругов может служить история жизни Петра и Февронии Муромских, образцом отношений к семье, к детям, к дому могут являться отношения в царской семье Романовых. Откроем для примера дневник императрицы Александры Федоровны. В нём имеются записи, раскрывающие духовную суть ее отношений к детям, к дому, к ведению хозяйства. Государыня писала: «Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети, - растут физически, укрепляют свое здоровье и воспитывают в себе все, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами… Дом, каким бы он ни был скромным, или богатым, большим или маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой благодатной атмосферой, и тогда, в каких бы краях человек ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах такой родной дом – убежище для души».

Наши образовательные учреждения, называемые нами «вторым домом», также должны стать для наших детей благоприятной высоконравственной средой, наполненной теплотой отношений, смыслом и содержанием, особой благоприятной для развития и образования детей комфортной атмосферой. Базовые национальные ценности лежат в основе всего уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающихся.

Духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности традиционно осуществлялось преподавателями гуманитарных дисциплин, таких как: литература, история и обществознание, МХК, музыка, изобразительное искусство, краеведение, экология.... В рамках образовательных программ учащиеся знакомятся с историческим прошлым нашего народа, с яркими страницами истории Отечества, стремятся постичь истину, следуя за поисками счастья и смысла жизни героев литературных произведений, на примере судеб многих великих русских полководцев, учёных, мыслителей, священнослужителей учащиеся знакомятся с примером беззаветного и бескорыстного служения Родине, своему народу, Знакомясь с творениями писателей, художников, композиторов, творчеством актёров, музыкантов учащиеся приобщаются к миру прекрасного, что, безусловно, позитивно отражается на их духовном развитии.

Значимым для народа и высоко духовно развитым институтом является церковь. Сегодня на государственном уровне стал решаться вопрос о взаимосотрудничестве образования и церкви в вопросах воспитания. Несмотря на то, что согласно основному Закону нашей жизни – Конституции Российской Федерации – религиозные объединения отделены от государства, не использовать многовековой духовный опыт, накопленный разными религиями, было бы неоправданно. Наш Президент Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «Отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания, конечно исключительно важны. Они затрагивают наиболее значимые вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей любого человека, правил поведения в обществе, включая этическое наполнение этих правил, и, конечно, самым серьёзным образом влияют и на становление личности человека и гражданина Российской Федерации».

В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 02.08.2009 г. № Пр-2009, Поручением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. ВП-П44-4632, решениями Министерства образования и науки России в части проведения мероприятий по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» утвержден список регионов России, в которых с 2010 года введён учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Несмотря на то, что Ленинградская область не попала в число участников данного проекта, в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области планируется введение данного курса в экспериментальном режиме. Учебный курс ориентирован на учащихся 4-5 классов и будет реализовываться в 4-ой четверти в 4 классе (в объёме 17 часов) и 1-ой четверти в 5 классе (также в объёме 17 часов), нагрузка составит 2 часа в неделю.

Структура курса «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя блоки: «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества», «Основы религиозных культур и светской этики», «Духовные традиции многонационального народа России». Содержание материала посвящено патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Вести данный предмет с учащимися будут учителя, прошедшие предварительную курсовую подготовку. В нашем районе такую работу уже с 1 апреля 2011 года начнут педагоги из трёх общеобразовательных учреждений: МОУ «СОШ №4 имени А.М.Горького», МОУ «Важинская СОШ №6», МОШИ «Винницкая школа – интернат», а со следующего учебного года все школы будут участвовать в работе муниципальной экспериментальной площадки по реализации программы «Основы религиозных культур и светской этики».

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отметил в одном из своих выступлений: «Для того, чтобы наше поколение снова научилось ценить и любить прошлое своей страны, интересоваться историей и традициями, необходимо объединить усилия государственных и общественных институтов, Православной Церкви и других религиозных общин».

Духовно-нравственное воспитание неотделимо от патриотического, а патриотизм всегда деятелен. Для того, чтобы сформировать у ребёнка стержневые личностные качества, к которым, безусловно, относятся нравственность и патриотизм, школа должна так организовать деятельность, чтобы перед ребёнком создавались ситуации личностного выбора, вырабатывалась потребность в поиске нравственного поведения, проявлялись лучшие качества человека и гражданина. Школьники должны зафиксировать в своём сознании, что действия как проявления определённой энергии человека характеризуют и мир его чувств, а движения души проявляются в поступках. Каждое образовательное учреждение, которое мы сумели с педагогами района посетить в Санкт – Петербурге, в Лодейнопольском районе, в Псковской области, накопило свой уникальный опыт, работая над вопросами организации духовно-нравственного воспитания. Но, как говорится, у каждого своя дорога к Храму. Наши учреждения образования стараются найти свой путь, методически выстраивая свою воспитательную деятельность совместно со всеми субъектами воспитательного процесса. Главное для наших школ сейчас – взять всё самое ценное и эффективное для построения системы духовно-нравственного воспитания учащихся. А многое из того, что мы уже делаем, ведёт нас к духовному совершенствованию, к формированию у школьников качеств истинного патриота и гражданина. Вот только некоторые направления и формы воспитательной деятельности:
Уроки России,
Классные часы по теме «Государственные символы Российской Федерации»,
Уроки нравственности,
Уроки толерантности,
Классные часы, посвящённые памятным и героическим событиям истории России и подвигам людей,
Уроки Мужества,
Библиотечные уроки,
С участием школьников и их родителей ведётся большая поисковая и исследовательская деятельность,
Организуются научно-практические конференции,
Встречи с интересными людьми,
Заочные путешествия и походы по родному краю.

Огромные воспитательные возможности сосредоточены в музейной педагогике. В районе есть хороший краеведческий музей, почти в каждой школе открыты и действуют музейные комнаты и кабинеты Боевой славы, дающие не только знания об истории родного края, традициях и обычаях наших предшествующих поколений, но и свидетельствуют о ярких и памятных исторических периодах нашей страны, рассказывают о судьбах наших земляков. Когда-то учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв отметил: «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками».

Музеи обладают огромным образовательно – воспитательным потенциалом, так как сохраняют и экспонируют подлинные исторические документы, как свидетельства об исторических датах, событиях, людях. Именно с использованием возможностей музеев реализуется основная цель гуманитарного образования – становление человека как духовно-нравственной личности. Наряду с внеклассными воспитательными мероприятиями большое место в духовном и нравственном развитии детей занимает хорошо организованная внешкольная и общественно полезная деятельность. С участием педагогов дополнительного образования, общественных организаций, органов ученического самоуправления в районе проводятся различные акции:
Акция «Милосердие» (оказание помощи ветеранам),
Акция «Поздравь ветерана»,
Акция «Память» (благоустройство памятных и мемориальных мест, участие в траурных шествиях и памятных мероприятиях накануне Дня Победы),
Акция «Забота» (оказание помощи детям-сиротам),
Экологические акции «Чистый парк», «Берега Ояти», «Берега Свири», «Чистый город»,
Во всех школах реализуются проекты «Школьный двор», «Красивая школа» (наведение санитарного порядка и благоустройство пришкольных территорий).
Большим интересом у детей пользуются творческие конкурсы и фестивали:
Фестиваль патриотической песни «Россия – Родина моя»,
Конкурсы чтецов духовной поэзии и исполнителей духовных музыкальных произведений,
Участие в региональном творческом конкурсе, объявленном Санкт – Петербургским музеем истории религии в рамках программы «Мир религии глазами детей», - «Есть ли Бог на небе?»,
Участие в конкурсе «Святые заступники Руси»,
В патриотических и военно-спортивных соревнованиях и играх «Зарница», «А ну-ка, парни!», «Юнармейское троеборье»,
В экологическом конкурсе «Природа – твой дом. Береги его!» и т.д.

Хочется также отметить, что родители активно участвуют вместе с детьми в программах «Папа, мама, я – спортивная семья», «За здоровый образ жизни», в Днях здоровья, в праздниках, организуемых на основе христианских и народных традиций «Коляда», «Масленица», «Рождество» и «Новый год». При проектировании системной работы по решению задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников мы должны учесть опыт проведения мероприятий, дающих огромный воспитательный эффект и результат.

Подвижник православной русской школы А.А. Радонежский полагал главную цель в развитии личности «в её стремлении к величайшему». Он видел цель образования в «направлении сердец к добродетели, где удобно извлекать нравственные уроки, чтобы образование питало не любопытство, а сердце». И завершая своё выступление, я призываю всех к творческому поиску путей, направленных на организацию такой работы в учреждениях, которая бы питала детские сердца, вела их к духовно-нравственному совершенствованию.

И такую целенаправленную деятельность мы будем осуществлять во имя будущего счастья наших детей, во имя будущего России.

Состояние воспитательного процесса в системе образования Подпорожского муниципального района на начало 2010-2011 учебного года

На территории МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» на начало 2010-2011 учебного года функционирует 30 образовательных учреждений. На конец 2009-2010 учебного года из них работало 1 учреждение «Курбинская начальная школа – детский сад» для 12 детей, из которых 5 - школьники, 8 средних общеобразовательных школ с общей численностью детей на конец учебного года - 2669 человек, МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» с численностью учащихся - 112 человек, из них несовершеннолетних – 21, в городе Подпорожье работают Подпорожский Детский дом для 24 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, МОУ «Центр диагностики и консультирования», в котором занималось в течение учебного года 1816 человек, 4 учреждения дополнительного образования детей – «Подпорожский центр детского творчества», «Подпорожская детская школа искусств», «Детско – юношеская спортивная школа», «Центр информационных технологий». Общая численность учащихся, занимающихся в объединениях учреждений дополнительного образования в соответствии со статистическим отчётом на 01.01.2010 года - 3023 человека.

Коллективами всех вышеупомянутых учреждений наряду с ведением образовательных программ осуществляются воспитательные функции.

В районе действуют с участием коллективов образовательных учреждений принятые решениями Совета депутатов МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» комплексные и целевые программы, направленные на воспитание несовершеннолетних и профилактику негативных проявлений в подростковой и молодёжной среде. Среди них:
Муниципальная адресная программа «Демографическое развитие МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области на 2009 – 2011 годы», утверждённая 09.12.2008 года №269,
«Развитие физической культуры и спорта в Подпорожском муниципальном районе на 2008-2010 годы», утверждённая 27.11.2007 года №186,
Комплексная программа «Молодёжь Подпорожского района 2009-2011 годы», утверждённая 25.11.2008 года №259,
Муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» на 2006-2010 годы» и её подпрограмма «Одарённые дети Подпорожского муниципального района» на 2008-2010 годы,
Целевая программа «Организация оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи в летнее время на 2007-2010 годы».

Работают программы в городских и сельском поселениях, так например, в МО «Подпорожское городское поселение» реализуется целевая программа «Реализация приоритетных направлений государственной молодёжной политики в МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» на 2008-2010 годы», утверждённая 20.09.2007 года №57 и др. Помимо этого в районе выполнялись в течение 2009-2010 учебного года утверждённые постановлениями АМО «Подпорожский муниципальный район» планы мероприятий по проведению «Года молодёжи», «Года Учителя», план «Патриотическое воспитание граждан Подпорожского района на 2006-2010 годы», реализовывались разнообразные молодёжные проекты.

Таким образом, в Подпорожском муниципальном районе имеются достаточные условия для воспитания у юных граждан любви к родине, формирования духовной культуры и развития их кругозора, сохранения и укрепления здоровья детей. Богатая история и традиции района, устоявшаяся сеть социально – культурных учреждений, организация разнообразных здоровьесберегающих, досуговых и воспитательных мероприятий способствовали социализации школьников и развитию личностных качеств воспитанников и обучающихся.

Комитетом образования администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» в ходе реализации цели, связанной с повышением доступности и обеспечением гарантий получения качественного образования, соответствующего современным потребностям общества, всех участников образовательного процесса, велась работа по основным направлениям, отражающим воспитательную составляющую образовательного процесса:
развитие муниципальной системы образования за счёт гибкости и многообразия форм предоставления населению образовательных услуг,
достижение нового качества образования через активное участие в реализации ПНП «Образование»,
поддержка и наиболее полное использование образовательного потенциала семьи,
формирование механизмов оценки качества образования, механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

Деятельность Комитета образования по данным направлениям строится через аппаратные совещания у Председателя Комитета образования, совещания с руководителями образовательных учреждений, заседания районного методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе, заседания районных органов самоуправления: районного родительского комитета, районного ученического совета, тематические проверки состояния основных направлений воспитательной работы, проведение различных районных мероприятий: слётов, конференций, конкурсов и фестивалей, носящих воспитательный характер, через участие в мероприятиях областного, межрегионального, всероссийского и международного уровней.

Кроме этого в целях повышения теоретического и научно – методического уровня представителей воспитательных служб МОУ, содействия становлению и развитию воспитательных систем учреждений, координации действий по организации и проведению районных мероприятий, направленных на воспитание нравственных и гражданско-патриотических качеств, развитие творческих способностей учащихся и педагогов, а также в целях обобщения и пропаганды положительного опыта работы педагогических коллективов, проводятся заседания районного объединения заместителей директоров по воспитательной работе, специалистов по воспитанию, педагогов - организаторов, на которых обсуждаются важные проблемы, рассматриваются и анализируются актуальные вопросы, связанные с ходом реализации ПНП «Образование» в Подпорожском муниципальном районе», результатами комплексного мониторинга по проблемам качества реализации воспитательной деятельности классных руководителей, планирования и организации районных мероприятий воспитательного характера.

В течение каждого учебного года подводятся итоги мониторинга эффективности и результативности деятельности классных руководителей, мониторинга деятельности образовательных учреждений по развитию системы внешкольного и дополнительного образования, обсуждаются этапы проведения профессиональных конкурсов «Учитель года», «Классный, самый классный-2010», «Сердце отдаю детям», районных конкуров: конкурса воспитательных систем образовательных учреждений, конкурса «Зелёный огонёк» на лучшее образовательное учреждение, реализующее профилактическую работу с детьми и родителями по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма, конкурса на лучшее учреждение, развивающее физическую культуру и спорт.

В районе ежегодно Комитетом образования организуются и проводятся районные конкурсы воспитательных систем муниципальных образовательных учреждений. Общее число учреждений, имеющих на сегодняшний день свои разработанные системы воспитания – 12, что составляет 40% от числа всех ОУ района.

В создании воспитательных систем учреждений педагогические коллективы важное место отводят гражданско-патриотическому и экологическому воспитанию детей, укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни. Данные направления воспитательной деятельности регламентированы нормативно-законодательными актами, к числу которых относятся Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Региональная целевая программа «Организация оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи в летнее время на 2007-2010 годы», «Концепция воспитания в Ленинградской области», разработанная в связи с принятием Национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа» и утверждённая приказом №35 комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.01.2010 года.

В данной Концепции заключена основная цель - воспитание гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей малой родине, а главным результатом воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области должны стать - гражданственность и патриотизм молодых людей, заканчивающих школу, выражающиеся в их готовности и способности нести личную ответственность как за благополучие общества, так и за собственное благополучие, достойно отвечать на «вызовы» современного мира.

Вложения:
Скачать этот файл (Состояние воспитательного процесса в системе образования Подпорожского муни~.doc)Полный текст документа[Состояние воспитательного процесса в системе образования Подпорожского муниципального района на начало 2010-2011 учебного года]289 Кб

Дополнительная информация