Второй Всероссийский съезд сельских учителей
С 17 по 19 ноября в Тамбовской области проходил Второй Всероссийский съезд сельских учителей «Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм», организатором которого являлись Минобрнауки России, общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание», Администрация Тамбовской области.
В работе съезда участвовало более 500 представителей системы образования – помимо сельских учителей, это представители Минобрнауки России, депутаты Комитета Государственной Думы по образованию, члены Совета Федерации, руководители региональных и муниципальных органов власти, директора образовательных учреждений.
Выбор места проведения мероприятия был не случаен: Тамбовская область является лидером по качеству образования в сельских школах, в том числе, в системе сельскохозяйственного образования.
В торжественном открытии и пленарном заседании в рамках второго дня съезда приняли участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Александр Беглов, Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, Губернатор Тамбовской области Олег Бетин и другие. Модератором и ведущей пленарного заседания выступила Первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк.
Выступая на Съезде, вице-премьер Ольга Голодец отметила, что из 48 тысяч школ России, почти 26 тысяч являются сельскими.
«Каждый четвертый ребенок России обучается в сельской школе, – сказала заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. – Наша задача – сделать так, чтобы стандарт обучения и качество образования в сельской и городской школе ничем не отличались». По словам Ольги Голодец, в настоящее время 93% сельских школ имеют доступ к сети Интернет, ими активно реализуются программы дистанционного обучения.
«Нам очень важно, чтобы сельские школы были абсолютно современными», – подчеркнула вице-премьер.
В рамках пленарного заседания с докладом «Сельская школа: приоритеты государственной политики» выступил Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов.
«Одна из важнейших задач государства – сохранение образования на селе, – заявил Министр. – Половина из всех сельских школ являются малокомплектными – это особенность нашей образовательной системы».
По словам главы Минобрнауки России, в российских сельских школах сегодня обучается 3,6 млн учеников, работает 500 тысяч педагогов, 22% из которых – моложе 30 лет. И это, по мнению Министра, говорит о привлекательности данной профессии для молодежи.
«По мере того, как будет расти средняя зарплата в регионе, будет расти и зарплата учителей сельских школ», – сказал Дмитрий Ливанов. По его словам, Минобрнауки России планирует выделять дополнительные средства выпускникам педагогических вузов, которые придут работать в школу».
«Эти вузы должны так строить свою программу обучения, чтобы в дальнейшем учителя малокомплектных сельских школ могли вести не один предмет, а несколько», – добавил Министр.
Вместе с тем, в этом и следующем году, по словам Министра, реализуется проект создания и модернизации спортивной инфраструктуры в сельских школах. Так, предусмотрен ремонт спортивных залов, перепрофилирование помещений, оснащение спортивным инвентарем, строительство спортплощадок и т.д.
Глава ведомства обратил внимание на модернизацию сети сельских общеобразовательных организаций: создаются большие школы, ресурсные центры, базовые школы.
Говоря о техническом обеспечении сельских школ интернетом, возможностях дистанционного обучения Дмитрий Ливанов рассказал, что Министерство приступило к созданию масштабного проекта – онлайн-школа с 1 по 11 класс, основанного на лучших российских педагогических практиках. Ученик из любой страны будет иметь возможность пройти целый курс или взять отдельный урок у лучших учителей России.
Министр подробно рассказал о лучших региональных практиках поддержки сельских школ и учителей – это программы «Мобильный учитель» (в рамках которой преподаватель располагая автомобильным транспортом, может приезжать к ученикам), «Учительский дом» и другие.
Дмитрий Ливанов отдельно остановился на проблемах малокомплектных школ.
«Недопустимо закрытие малокомплектных школ ради экономии средств», – сказал Министр
Наталья Третьяк, в свою очередь сказала, «Каждый ребенок в России имеет право на доступное, качественное образование и самореализацию,и дети, обучающиеся в сельских школах, не должны быть исключением».
В работе II съезда сельских учителей в Тамбове «Школа в России: качество, доступность, профессионализм» принимала участие и делегация от Ленинградской области, возглавляла её начальник отдела по работе с педагогическими кадрами и информационному обеспечению – Рыборецкая Татьяна Геннадьевна.
Приятно осознавать, что среди 7 делегатов представляющих Ленинградскую область на вышеуказанном съезде, была и наш председатель Комитета образования. Надежда Анатольевна отметила хорошую организацию мероприятия «Всё было на высоте. Мне лично больше всего понравилась позитивная и интеллигентно-интеллектуальная среда педагогов. Теплая рабочая обстановка. Виртуальное пространство не заменяет — и не может заменить! — встречи глазами. Здесь и сейчас. А подвести итог работе съезда можно словами, что сегодня сельская школа – это не только образовательное учреждение, это центр культурной, спортивной, патриотической жизни села, центр общения. Сегодня школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы - проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села».